R3IIN писал(а):
... Пожалуй, каждого радиолюбителя в той или иной степени волнует вопрос качества собственного SSB сигнала, характеристика НЧ спектра, минимальные искажения, максимальная разборчивость и качественное звучание. За таким сигналом кроются многочасовые эксперименты, достаточно качественная аппаратура и определенные знания ...
Доброго времени суток! Добавлю свои 32 копейки в эту тему…
Дополню инфо к приведенной выше Игорем (R3IIN).
1-е: Нужно иметь правильно работающую и соответствующую нормам приемо-передающую радиоаппаратуру (изначально правильно сформированный однополосный сигнал в трансивере, соответствие частот "прием"/"передача" и т.д. – Это первый шаг к успеху) и причем не бюджетного класса (способных работать на "прием"/"передачу" в полосе 2,6…3кГц. Например, в полосе 2,3кГц Вы не сформируете правильный ESSB).
2-е: Что бы "почувствовать красоту" ESSB на приёмной стороне – Ваши корреспонденты должны всегда уверенно принимать сигналы Вашей радиостанции (Если у Вас случайная антенна или она не настроена или с ней случилась беда – Займитесь сначала антенной и фидерной системой!!! А потом уж спешите бежать в магазин, с открытым ртом и брызгами слюней, что бы приобретать соответствующие блоки для ESSB. Дополнительный УМ должен быть не "ТЯП-ЛЯПовский" (параметры которого не соответствуют нормам, построенный в стиле "И так сойдёт" и на сэкономленные средства из чего попало, что попалось под руки: "Там искрит, там стреляет, там что-то отваливается или коротит") и не с превышением предельно допустимых параметров (любят некоторые "дать" анодного еще больше, что бы моща перла и аноды красными были). В противном случае, уровень сплэттеров (относительно уровня полезного сигнала) Вам скажет "Привет!" и по-настоящему качественного сигнала у Вас не будет никогда (про ESSB можете вообще забыть).
В общем, имеем хрипучие, сиплые, гнусавые, "хвостатые" сигналы с "плывущей" и "не совпадающей" частотой или с подвозбудиками – Проходим мимо!
3-е: Использовать качественный и правильно подобранный микрофон! Как правило в основном используют "штатные мыльницы" (т.е. тангенты), мало кто из радиолюбителей использует качественный микрофон, а если и используют, то, скорее всего, случайно приобретенный (В стиле "по совету друзей" или "по отзывам в интернете" или "какой есть – такой есть"). Правильно подобрать микрофон под тембр Вашего голоса – Это большая часть успеха.
Втора половина успеха – Уметь правильно говорить в Ваш микрофон. У многих радиолюбителей существует обманчивое мнение, что насыщенный звук создается, когда говоришь в микрофон на значительном расстоянии в 25-50 см при высоком коэффициенте усиления микрофонного усилителя. Звук создается, но какой? С большими нелинейными искажениями и с явным преобладанием средних частот! Качественная передача всего голосового спектра частот достигается при незначительном (4-11 см) расстоянии от микрофона. При этом совсем необязательно и даже очень вредно орать в микрофон заплевывая его. Передать весь богатый голосовой спектр оператора возможно только при определенных навыках работы перед микрофоном. Нужно научиться говорить так, чтобы приятные обертона определяли основу индивидуальности речи (некоторые коллеги из нашего региона умеют это правильно делать), а неприятные обертоны остались на заднем плане.
Наша русская речь и так индивидуальна – Отличается особой резкостью по сравнению скажем с англоязычной. Если произнести одну и ту же фразу по-русски и по-английски – разница в звучании будет видна. Кроме того, правильно сформированный голосовой сигнал гораздо легче обрабатывается на последующих этапах формирования качественного ESSB. При работе в эфире полезно говорить достаточно спокойно и монотонно, растягивая гласные звуки и быстро произнося согласные.
Очень важно, чтобы на самом первом этапе Вы имени чистый линейный сигнал (см. п/п № 1), в противном случае исправлять его придется долго и муторно, и не всегда результаты будут положительными.
Ну и конечно залог успеха скрыт в самом голосе оператора. Чем приятнее и богаче звучит живой голос, тем легче добиться поставленной задачи. Не все из нас обладают красивым дикторским голосом. Главное при этом определиться, какой тип сигнала вы сами при этом хотите получить, какую стратегию обработки принять за основу.
4-е: Нужно иметь понимание принципов формирования ESSB. Если просто накупить блоков и "слизать" настройки у соседа – КПД всего замысла будет низким ("левые басочки-низочки" сделают уставшими уши Ваших корреспондентов, а сигнал будет не информативным и не помехоустойчивым т.е. "потеряется в шумах")! У каждого человека индивидуальный тембр голоса и настройки блоков тоже должны быть индивидуальны!
Во всём остальном, я полностью согласен с Игорем (R3IIN) – Он правильно излагает мысли по теме! P.S.: В дебаты ни с кем вступать не намерен, так же нет желания кому-то что-то доказывать или убеждать кого-то в чем-то… Лично я сторонник качественных связных сигналов (С идеальным сочетанием "Информативность/Качество/Помехоустойчивость"). Терпеть не могу "рукожопость", т.е. техническую неряшливость!
Я считаю так: Качество сигнала радиостанции и манера поведения оператора в радиоэфире - Это лицо радиолюбителя!
P.P.S.: Свой сигнал тоже анализирую - В процессе правильного подбора микрофона, анализа и корректировки АЧХ своего сигнала мне теперь нужно сделать подъем на 3-6 дБ в районе 2500Гц.
Успехов всем!
73! Эдуард RA3III