Событий такого масштаба Тверь не видела наверное давно. Хорошо что погода не подвела, ведь в успешность всего мероприятия не верилось непосредственно до его начала. В 6 утра на самолетах участвующих в воздушной части праздника началась предполетная подготовка и в 8 утра Ил-76 вылетел на разведку погоды, а затем в Кубинку, а из Кубинки  в свою очередь к нам на разведку погоды вылетел Су-27УБ. Нижний край облачности периодически менялся от 800 до 2000 метров. Разведчик погоды грохотом форсажа двух двигателей АЛ-31Ф разбудил наверное добрую половину мирно отдыхавших жителей Твери не подозревавших о том что сегодня в Твери будет такое....

Начало программы полетов было открыто парой легкомоторных самолетов выполнивших несколько фигур высшего пилотажа как парой, так, после роспуска, и одиночным Як-52. Позиция для фотографирования была выбрана очень удачно - весь пилотаж проходил практически надо мной.

После ухода Яка наступила небольшая пауза в которую. выдалось время помониторить эфир. Приближалась группа с Кубинки, сначала все тише, а потом громче стали слышны переговоры на частоте "Витязей". Ведущий доложил о проходе четвертого разворота и через некоторое время над торцом ВПП появилась группа из трех самолетов (Ил-76МД - ведущий, Су-27 и Су-27УБ - ведомые)

Сначала проход на малой скорости, с выпущенными шасси и механизацией, уход на второй круг, еще проход на этот раз быстрее (уже с убранными шасси и механизацией), роспуск.

Ил-76 уходит в зону ожидания и пара витязей начинает свой концерт с прохода парой и отстрелом АСО ведомым,

далее боевой разворот вправо, еще разворот, теперь влево, петля Нестерова парой, снова боевые развороты. В это время слушаем по рации команды ведущего: - " перекладываем влево, и рааз, дваа......, петля..... разворот, перекладываем вправо..... и рааз...". Некоторые фигуры высшего пилотажа выполняются на режиме работы двигателей "Полный Форсаж",

при этом низкочастотные колебания заставляюь вибрировать внутренние органы, ведь стою я очень близко. Пара снова делает боевой разворот, петлю, потом бочку, наконец роспуск.

После роспуска ведомый Су-27 уходит на базу, а "спарка" начинает сольную программу апогеем которой становится "колокол" с отстрелом АСО в наивысшей точки "колокола",

проход над торцом ВПП на малой скорости на углах атаки близких к критическим, форсаж, "спарка" уходит на боевой разворот и проходит прямо над зрителями едва не цепляя верхушки деревьев.

По рации слышны поздравления летчика коллегам из военно-транспортной авиации.

Небольшая пауза и на высоте около 600 метров над аэродромом появляется Ил-76 и производит отстрел ЛТЦ из  автоматов АПП-50 - зрелище незабываемое, сам вижу только третий раз в жизни.

после выполнения отстрела самолет сразу же уходит на второй круг и начинает т.н. "визуальный" заход на посадку, применявшийся для захода на посадку в Афганистане при посадке на высокогорные аэродромы с целью минимизирования времени нахождения самолета в зоне действия вражеских ПЗРК.

После посадки появляется очередной Ил-76 который демонстрирует сброс 40 тонн воды из выливного прибора ВАП-5. Теперь экипажи авиабазы могут выполнять и не свойственные ранее задачи по тушению пожаров.

Теперь стоит отдельно остановится о том что творилось на земле. Транспортного коллапса бывшего в прошлом году удалось избежать благодаря тому что въезд в Мигалово был закрыт, для всех кроме общественного транспорта. От парковок ходило несколько автобусов прямо на  аэродром. На стоянке можно было посмотреть, потрогать и залезть в следующую авиатехнику:

самолеты:

- Ан-124 "Руслан", Ан-22 "Антей", Ил-76МД, Ту-134, Ан-12, Ан-26, Ан-2

вертолеты:

- Ми-28А, Ка-52, Ми-35, Ми-26, Ми-8, Ми-8МТВ5, Ка-32

такого количества летательных аппаратов Мигалово наверное никогда не видело, при мне по крайней мере. Праздник надо сказать - удался.

Александр Зайцев RA3ICK